Ingang (jrmm) wrote,
Ingang
jrmm

Categories:
  • Mood:

понимание, основанное на аналогиях, оказывается иллюзией, а доказательство ложным. Почему

Кажется, что применение аналогий и метафор делает доказательство наглядным и понятным. Однако на деле понимание, основанное на аналогиях, оказывается иллюзией, а доказательство ложным. Почему так происходит?

имхо, вполне интересный текст.

Определение аналогии

Для начала определим понятие аналогии. Согласно словарю:

Аналогия (греч. analogia соответствие, сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.

Как правило, в аналогии упоминается два объекта и какое-нибудь ключевое утверждение насчет обоих этих объектов. Для одного объекта ключевое утверждение не очень понятно, непривычно, неясно, сомнительно, а для второго - хорошо понятно, привычно, ясно и очевидно. Далее для краткости мы будем именовать первый объект и связанный с ним мысленный образ cмутным, а второй - ясным.

В основе любой аналогии лежит сходство, в виде некоторого общего свойства или нескольких свойств. Как следствие, в любой аналогии должно быть некое сравнение, указывающее на то, что это свойство одинаково у обоих. В частности, это может быть сравнение в яркой, художественной форме, то есть, метафора. Наличие метафоры, почти всегда сигнализирует о явной или скрытой аналогии.

Теперь рассмотрим приведенные примеры и определим структуру аналогии в них.

В примере 1 две части. В качестве общих свойств выступают наличие двух глаз, удлиненной морды, зубов во рту, бороды, хвоста. В первой части ключевое утверждение: "объект является рыбой". Для щуки это утверждение - ясное, а для козла - смутное. Во второй части ключевое утверждение: "объект является птицей". Для петуха это утверждение - ясное, а для козла - смутное.

В примере 2 общее свойство - притяжение. Ключевое утверждение состоит в том, что объект, который испытывает силу притяжения, может вращаться вокруг центра притяжения без всякой опоры. Это утверждение ясно для мячика и смутно для Земли и Луны.

В примере 3 объекты - человек и лайнер. Их общие свойства - сложность и упорядоченность структуры, которая противопоставляется примитивности и хаотичности объектов, из которых они должны получаться (слизь и отдельные мелкие запчасти). Ключевое утверждение состоит в том, что случайное образование столь сложного объекта из множества примитивных невозможно.

Аналогия и понимание

В НЛП применяется интересная техника, когда надо представить себе два образа, один - в правой руке, другой - в левой. Потом руки сводятся вместе, и воображаемые объекты мысленно совмещаются. Таким путем можно попытаться создать новый образ, в котором объединено все лучшее. Эта техника помогает, когда простое пожелание совместить образы не срабатывает:

При работе с множественной личностью вы можете также использовать прием, который мы называем "визуальное смешивание". Это визуальный метод интеграции - использование визуальных якорей. Вы вытягиваете руки перед собой и визуализируете одну часть себя на левой руке, другую - на правой, смотрите на них, слушаете их. Затем вы медленно сближаете образы и видите, как они сливаются в один, а затем смотрите, как выглядит новый образ. Если он вам нравится, то вы то же самое делаете на кинестетическом уровне, сближая и соединяя руки. Затем вы вталкиваете проинтегрированный образ в свое тело (сливаете его со своим телом).
<< Вводный курс НЛП тренинга. Р.Бендлер и Д.Гриндер. >>

Когда мы имеем дело с рассуждением по аналогии, то не всегда, но обычно применяется тот самый прием. Учительница говорит: "представьте себе, что моя голова - это Солнце, а мячик - Земля". Когда ученики представляют себе этот образ, от происходит совмещение образа Солнца с образом головы учительницы, а образа мячика с образом Земли. При этом удается соединить то, что не удавалось до сих пор: ясность и понятность образа голова-мяч соединяется со смутным образом Солнце-Земля. Ощущение ясности переносится с непритязательной игры на астрономию. Учительница хочет показать, что для вращения достаточно одной силы притяжения, а опора необязательна. Но если бы она сказала именно так! Например:

- Для вращения хватает одной силы притяжения, а опора необязательна. Земле совсем не обязательно катиться по какой-то поверхности. Вот пример: этот шарик притягивается к моей руке, и ему не требуется никакой опоры, чтобы висеть в воздухе. Земле тоже не нужна опора, чтобы никуда не упасть. А теперь я покажу, что для притяжения не всегда нужна даже нитка. Посмотрите дети, это - магнит...

В этом примере метод НЛП не применяется. Нет совмещения образов, которое дало бы дополнительное ощущение ясности и понятности. Это дополнительное усиление обязано не логике, а только игре подсознания. Наоборот, в таком варианте учительница развеивает неправильное совмещение, которое могло бы возникнуть: она объясняет, что никакой нити между Землей и Солнцем нет. Излишняя иллюзия "понимания" проявляется позднее: дети далеко не так хорошо поняли объяснение, как им показалось.

В Примере 3 тот же метод совмещения применяется с целью прямого обмана. Если учительница помимо внушения и иллюзий дала кое-какие полезные знания, то в примере с лайнером и человеком есть только обман. Этот обман, тем не менее, успешно замаскирован приемом совмещения. Сначала образ сложного устройства человеческого организма совмещается с образом почти столь же сложного механизма - лайнера. То и другое вызывает ощущение гордости или почтения. Эмоции упрощают совмещение. Затем слизь совмещается со свалкой. То и другое вызывает отвращение, так что и здесь есть дополнительные эмоции, которые упрощают совмещение. Тут мы имеем дело с художественной метафорой - сравнением, которое усилено чувствами.

Далее указывается на общеизвестный факт: лайнер невозможно собрать случайным перетряхиванием запчастей и обломков. Это - ключевое утверждение, которое переносится на человека и слизь. Утверждается, что такое не может случиться и с человеком. И снова эмоция помогает согласиться с таким утверждением: не очень приятно представлять себя, образующимся из хаотической смеси ошметков слизи.

То же объяснение, изложенное без приема совмещения, и подпитки эмоциями выглядит гораздо менее убедительно, вернее, совсем неубедительно:

Если лайнер разбить на кучу обломков, то потом не получится собрать его случайным перетряхиванием этих обломков. Эволюция человека шла, предположительно, от простейших органических соединений до приматов. Этот очень длительный процесс нам во всех подробностях еще неизвестен, но многие факты выяснены. В том числе то, что важную роль в эволюции играли небольшие случайные изменения организмов (мутации). В целом эволюционные процессы не случайны, а закономерны и направленны.

Спрашивается, при чем тут лайнер и обломки? Ведь обломки не изменяются по-немногу и не похожи на маленькие лайнеры и нет никакого направленного отбора лучших из обломков. Вообще нет ничего общего, кроме упоминаний о сложности, простоте и случайности. Но эти три понятия встречаются где угодно! Вообще-то, лайнер тут действительно ни при чем: первоначальная иллюзия сходства создана приемом НЛП. Вполне возможно, что в будущем какой-нибудь гениальный биолог перевернет наше понимание об эволюции, однако "перевороты", подобные только что приведенному - просто ловкий обман.

Аналогии рождают необоснованную иллюзию истинности и понимания за счет того, что, представляя аналогию, мы мысленно совмещаем понятные и очевидные образы с тем, что нам непонятно и сомнительно.

Примеры иллюзий, получающихся от совмещения через аналогии:
- Хотя улыбка учительницы эмоционально согревает маленькую девочку, но Солнце согревает термоядерными взрывами.
- Хотя голова министра показана на фоне герба его министерства с диском и листьями, этот министр - вовсе не святой и не увенчан лавровым венком.
- Хотя сумасшедшего, одержимого манией изобретательства, не признают ученые, он - не непризнанный гений, а всего лишь псих.
- Хотя красивая девушка на экране с улыбкой пьет "Пепси", это не значит, что вы будете улыбаться, когда заработаете газировкой язву желудка.
- Хотя политик возмущается террористическим актом, это не значит, что он сам не пошлет своих солдат убивать тех, кто ему мешает.
- Хотя демократ осуждает сталинизм, подобно вам, это не значит, что демократ разделяет другие ваши взгляды, например нежелание воровать.

Доказательство аналогией

Принцип доказательства аналогией заключается в следующем. Берется два объекта - смутный (dim): D и ясный (evident): E. Берется некоторое количество свойств: X1, X2,...,XN. Обнаруживается, что оба объекта обладают этими свойствами:

Has(E, X1) & Has(D, X1) & Has(E, X2) & Has(D, X2) &...& Has(E, XN) & Has(D, XN) (1)

Это - запись в логике предикатов. Has(A, B) - предикат, означающий, что объект A имеет свойство B. Символ & - логическая операция "И". Формальная запись означает то, что сказано выше: объект E имеет свойство X1 и объект D имеет свойство X1, объект E имеет свойство X2 и объект D имеет свойство X2... и так далее до свойства XN включительно.

Далее, обнаруживается, что объект объект E имеет дополнительное свойство Y:

Has(E, Y) (2)

Из того, что все ранее перечисленные свойства объекта E имелись также у объекта D, делается вывод, что это свойство также есть у объекта D:

Has(D, Y) (3)

С точки зрения математической логики в этом последнем выводе нет никакой логики. J Из формул (1) и (2) не следует (3), если нет дополнительных данных. С точки зрения повседневного опыта - тоже глупость. Если между двумя понятиями есть много общего, то естественно предположить, что дополнительное свойство тоже обнаружится у обоих. Однако - только предположить. Не надо путать предположения, гипотезы, домыслы с доказанными фактами. Любое подобное предположение требует проверки. Оно может оказаться истинным, но может и обмануть. Хорошая гипотеза, но плохое доказательство.

Объекты, похожие друг на друга (аналогичные), "имеют право" на различия.

Из того, что козел имеет два глаза и щука имеет два глаза, оба имеют хвосты, зубы и вытянутые морды, не следует что козел - рыба, подобно щуке. Любое количество аналогий оставляет козлу право отличаться от щуки по другим параметрам (например, не быть рыбой или иметь копыта).

Из того, что Земля притягивается силой и мячик притягивается силой, Земля круглая и мячик - круглый, не следует, что Земля по аналогии привязана ниткой. Мячик сохраняет право отличаться от Земли по многим другим свойствам. Мячик надо постоянно вращать, а Землю на орбите подгонять не нужно. Мячик, потерявший скорость, упадет на пол, а Земля - на Солнце.

Лайнер нельзя собрать, перетряхивая осколки, а человека нельзя создать, встряхивая ведро помоев. Но остается право на различие: человек может возникнуть сам в результате долгого и постепенного совершенствования, которое начинается от примитивнейших существ. А осколки лайнера изменяться не способны.
Ложь аналогий

Аналогии лгут, причем, примеров такой лжи - множество. Эта ложь закономерна, поскольку нарушает законы логики и опирается на подсознательные асоциации (эффект совмещения). К такому выводу мы приходим, рассмотрев приведенные примеры и вспомнив множество других. Не следует верить тому, кто доказывает новое сходство на основе других сходств. Не следует и самому делать преждевременные выводы по аналогии, помните, что такие выводы - всего лишь преположения.

Лишним доказательством лживости аналогий является тот факт, что с их помощью можно доказать что угодно, даже противоположные точки зрения. Пример с козлом, щукой и петухом - тому иллюстрация. Этот пример не единственный, такой "финт ушами" можно совершить почти с любой аналогией. Допустим, кто-то доказывает через аналогии утверждение по приведенной выше схеме: берет формулы (1) и (2), из них выводит формулу (3). Второй человек вместо ясного объекта E берет другой ясный объект C - такой, что он тоже имеет множество общих свойств со смутным объектом D:

Has(C, Z1) & Has(D, Z1) & Has(C, Z2) & Has(D, Z2) &...& Has(C, ZM) & Has(D, ZM) (4)

После этого он обнаруживает, что ясный объект C обладает свойством ~Y, противоположным свойству Y объекта E:

Has(C, ~Y) (5)

На основе (4) и (5) он по аналогии выводит утверждение (6):

Has(D, ~Y) (6)

Но, если (3) и (6) верны, то у смутного объекта обнаруживается два противоположных свойства Y и ~Y, что никак не согласуется с практикой.

Теперь я поясню эти формулы рассуждением об эволюции человека. В качестве альтернативного ясного объекта C я возьму ребенка. Одновременно это нам обеспечит приятные эмоции вместо неприятных, что поможет согласиться с конечным выводом, который окажется прямо противоположным:

Представьте себе крохотного зародыша, образовавшегося во чреве матери. Он растет, потом рождается малыш - симпатичный, но такой беспомощный и глупый. Но со временем он растет, умнеет, и вот уже перед нами - прекрасная и сообразительная девушка, надежда и гордость родителей. Произошло это постепенно и, как будто, незаметно. Так и странная капелька в безбрежном океане за миллиарды лет постепенно превратилась в красочную раковину, затем в шуструю рыбку, быструю ящерицу, пушистую зверушку, смешную обезъяну и, наконец, в человека разумного.

Эволюция ребенка отчасти повторяет эволюцию человека, и этим фактом я воспользовался для создания аналогии, прямо противоположной Примеру 3. Такая аналогия ближе к реальности, но только потому, что я нарисовал ее на основе известной эволюционной последовательности. На самом деле она, так же, как и предыдущая аналогия, ничего не доказывает. Для доказательства есть археология и генетика, а вовсе не красивые аналогии.

Польза аналогий

Надо ли полностью отказаться от аналогий из-за их вредности? На самом деле нет. Не будем совершать ошибку, которую только что рассмотрели. Из того, что аналогии совершенно бесполезны для обоснования и вредны для понимания, не следует (по аналогии!), что они бесполезны или вредны для всего остального. Можно указать три основных полезных применения для аналогий. Первое применение было уже упомянуто: выдвижение гипотез, предположений. Пока предположение не выдается за доказанную истину, ничего плохого не случится.

Второе - художественная литература. Яркие, красивые метафоры призваны вызывать у нас приятные переживания и обмануть, создать иллюзию. Но разве не идем мы в кино ради того, чтобы быть обманутыми или попасть под власть иллюзий? Обман бывает и сладким, приятным - зачем избегать его? Главное - не переносить впечатления от фильма или художественной литературы (по аналогии!) на реальную жизнь.

Третье - мнемоника, то есть, облегчение запоминания. Пусть мы узнали, что ясный объект E имеет ряд общих свойств с мутным объектом D (1). Из этой формулы согласно математической логике следует общность каждой отдельной пары свойств, например:

Has(E, XJ) & Has(D, XJ)

Память человеческая ассоциативна. Гораздо проще запомнить тот факт, что два объекта имеют общие свойства, а потом (по ассоциации) вспомнить, какие это свойства; чем запоминать свойства и объекты по отдельности. Например, вспомнив образ вращающегося на нитке шарика, можно вспомнить о том, что между Землей и Солнцем существует похожая сила. Или, вспомнив картинку из учебника биологии, на которой изображен зародыш, напоминающий головастика, по ассоциации припомнить, что далекие предки человека вышли из океана.

Однако, как только вы встретите аналогию в чьих-то рассуждениях или попытаетесь подкрепить свое доказательство красивым образным сравнением... вспомните, что в доказательствах аналогии лгут!
Tags: know
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment